- Латерализация
- (лат. lateralis - боковой, расположенный в стороне) - процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой половиной головного мозга. Внимание к этой проблеме впервые привлёк французский врач П.Брока (1880), который сообщил, что у пациентов, страдавших разрушениями речи, на вскрытии обнаруживаются повреждения левой височной доли. Наиболее заметными проявлениями межполушарной асимметрии являются пользование правой и левой рукой и владение языком. Так, с левым (доминантным) полушарием связывают речь, когнитивные процессы и даже самоосознавание. Указывается, что доминантное полушарие работает в последовательном (сукцессивном) режиме. С правым полушарием связаны, как полагают некоторые исследователи, эмоциональность, искусство, музыка и, возможно, функционирование сферы бессознательного. Это полушарие работает в режиме симультанного синтеза информации. Но даже у пациентов с расщеплённым мозгом и функциями, обычно представленными в одном полушарии, другое полушарие может получать доступ к ней благодаря использованию механизмов периферической ЦНС. Газзанига и его коллеги назвали этот процесс обменом репликами. Например, стимул, адресованный правому полушарию, вызывает определённую эмоциональную реакцию, которая затем интерпретируется левым полушарием таким образом, что человек оказывается способным к соответствующей вербальной реакции. Указанные и подобные им выводы о жёсткой латерализации мозговых функций в настоящее время рассматриваются как значительное упрощение действительности. Например, праворукие люди могут быть «левоногими» или «левоглазыми» или латеральное доминирование на самом деле является смешанным. Кинсборн указывает, что латерализованное функционирование одного полушария является комплементарным по отношению к фукнкционированию другого и представляет, скорее, средство или способ обработки различных компонентов информации, нежели собственно механизм осуществления различных видов деятельности. См. также Латеральность.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.